Проблемы и перспективы инклюзивного образования

Международная конференция по интеграции прошла в Москве

20 и 21 мая в Российском экономическом Университете имени Г.В. Плеханова по инициативе кафедры Психологии прошла Международная научно-практическая конференция «Студенческая жизнь в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы». Конференция собрала специалистов по среднему, средне-специальному и высшему образованию, интересующихся проблемами и перспективами инклюзивного образования в России.

Тематика выступлений была самой разнообразной. Были представлены: отношение к инвалидам в исторической перспективе, психологические методы представить ситуацию физических ограничений «изнутри», творческие мастерские как способ повышения сотрудничества в молодежной среде, проблемы профориентации инвалидов и еще ряд докладов.

Профессор кафедры Психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Бережная выступила с интересным докладом о роли артпедагогики и арттерапии в практике инклюзивного образования. Она рассказала о том, как искусство и творчество могут сплотить людей и помочь им понять друг друга.

Определённые наработки и достижения у педагогов есть. Но много докладов было о реальном состоянии дел в учебных заведениях накануне инклюзии.

По проблемам обучения глухих и слабослышащих в условиях инклюзии выступила аспирантка МГУ, сотрудник ВОГ Анна Бабушкина. Она рассказала о роли жестового языка в образовании глухих, о необходимости с детства изучать жестовый язык и лишь постепенно включать детей в совместное обучение. Существует четыре группы инвалидов с нарушениями слуха, каждая из которых требует индивидуального подхода. Поспешное объединение школ, без понимания специальных потребностей учащихся приведёт только к снижению качества образования.

Выступает глухая А. Бабушкина


Был поднят вопрос о сохранении специальных образовательных программ, билингвистическом образовании, проблемах обеспечения учащихся качественным переводом на жестовый язык. Доклад вызвал живой интерес у слушателей – по нему было много вопросов.

О жестовом языке и культуре глухих сделали доклад студентки МГЛУ, будущие переводчики жестового языка, Валерия Виноградова и Алена Корешкова. Они так же подчеркнули роль жестового языка в образовании глухих и привели примеры успешного использования жестового языка в инклюзивном образовании в Великобритании, США и Гонконге.

А. Корешкова и В. Виноградова

 


Мирослав Ясин, доцент кафедры Психологии РЭУ имени Г.В.Плеханова изложил результаты социологического опроса о готовности глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию. Пока глухие и слабослышащие сомневаются, принесет ли инклюзия плоды в плане доступа к образованию. Основной плюс инклюзии для них – в возможности научиться действовать в обществе и приучить общество к мысли о том, что рядом есть неслышащие люди.

В целом, образ инклюзии в глазах глухих не настолько печален: многие готовы сами попробовать инклюзивное образование. Негативные отзывы о перспективах инклюзии – результат трезвого осознания положения дел и всех существующих проблем.

Практики и исследователи, которым не безразлична судьба образования, пришли к следующим выводам:

1) Идея инклюзивного образования хороша, но для успешной ее реализации необходимо повышать уровень гуманистической культуры общества. Нужно увеличивать информированность общества о людях с ограниченными возможностяи и воспитывать к ним отношение как к равным.

2) «Здоровым» людям есть чему поучиться у «инвалидов» – их жизнелюбию, трудоспособности и целеустремленности. Педагоги смогут научиться многому, работая с разными ребятами, видя их одарённость и способности в различных сферах.

3) Инклюзия хороша в основном тем, что широкая общественность будет проинформирована о людях с ограниченными возможностями здоровья. Возможно, будет сформировано новое отношение к людям с физическими ограничениями. Инвалиды научатся лучше ориентироваться в мире, проще устанавливать контакты.

4) К сожалению, реформы идут форсированными темпами: система образования не готова к инклюзии. Нет зрелых программ по инклюзиву; нет программ адаптации; не хватает переводчиков жестового языка; педагоги образовательных учреждений часто не знают, как работать с нестандартным ребенком; не готовы пандусы и лифты, а если формально присутствуют, часто ими невозможно пользоваться. На данный момент мы просто «брошены» в инклюзию, и должны утонуть или научиться плавать. Разработка средств, благодаря которым действительно будет обеспечено равенство доступа к информации и образованию, возложена на плечи учебных заведений, а кто, как, на какие деньги, в какие сроки будет разрабатывать эти средства – эти вопросы остаются открытыми. В законе также остается много пробелов, которые государству еще предстоит залатать. Надеемся, что это будет происходить с помощью экспертов, имеющих опыт работы, в частности, с глухими.

ВОГинфо.ру


Всероссийское общество глухих

Администрация Новгородской области







 

Главная | О Нас | Структура | Документы | Законодательство | Социальные программы | Новости и мероприятия

Все права защищены 2012 г.


Warning: include(application/errors/error_php.php): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/n/novgorodpro/domains/vognov.ru/system/core/Exceptions.php on line 167

Warning: include(): Failed opening 'application/errors/error_php.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.6/share/pear') in /home/users/n/novgorodpro/domains/vognov.ru/system/core/Exceptions.php on line 167

Warning: include(application/errors/error_php.php): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/n/novgorodpro/domains/vognov.ru/system/core/Exceptions.php on line 167

Warning: include(): Failed opening 'application/errors/error_php.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.6/share/pear') in /home/users/n/novgorodpro/domains/vognov.ru/system/core/Exceptions.php on line 167